+7 (727) 299-40-40

г. Алматы, пос. Первомайский, ул. Бережинского А.Ф., Промышленная зона - 7

Казахстан – страна транзитов

Казахстан продемонстрировал намерение стать одним из главных транзитных игроков Евразии, о чем говорит строительство транспортной инфраструктуры и части сухого порта для Свободной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». На проект, реализованный совместно с Китайской стороной, было выделено 6 тыс. гектаров земли с введением налоговых и таможенных льгот. Территория будет застроена тремя инфраструктурными объектами: индустриальной зоной, логистической зоной и Сухим портом, который возводится с учетом современного мирового опыта и будет состоять из нескольких терминалов для грузов разных формаций, габаритов и склада, рассчитанного на 18 тысяч контейнеров. Подходы к объекту уже построены – это шесть ж/д веток. Три из них с китайской шириной колеи, а остальные – со стандартной для составов на постсоветском пространстве. Застройщиком проекта выступает компания компанией DP World – оператор порта Дубаи.

Данная свободная экономическая зона будет выступать сухопутной альтернативой Суэцкого канала между рынками КНР, СНГ,  ЕС и Персидского залива. Большой интерес к проекту выразила Япония, которая поставляет свои товары морем. Для Казахстана же СЭЗ станет возможностью занять место ключевого транзитного игрока континента. «Мы ставим перед собой задачу взять хотя бы 10% от всех грузоперевозок, которые осуществляются сейчас между Китаем, Восточной Азией и Европой. В этом году через СЭЗ «Хоргос» уже перевезено 40 тысяч контейнеров. Мы ожидаем, что к 2020 году эта цифра достигнет 170  миллионов тонн», – сказал вице-президент «Казахстанских железных дорог «(КТЖ) Канат Алпысбаев. Также, вице-президент отметил, что за последние 5 лет объем перевозок по маршруту Китай – Европа вырос в 17 раз. Однако в этом впечатляющем росте есть дисбаланс – 90%  всех грузов идут из Азии в Европу, тогда как найти груз в обратном направлении довольно тяжело. И без совместных усилий с нашими коллегами из России и Белоруссии достичь успеха будет невозможно.

В настоящее время общие тенденции развития экономики и переориентация российских торгово-экономических потоков на Восток играют на руку властям Казахстана. Благодаря выгодному географическому положению у Астаны есть все шансы создания необходимой транспортной инфраструктуры для перетягивания на себя части континентального торгового оборота в рамках китайской стратегии возрождения Шелкового пути.

Еще одним инфраструктурным объектом, играющим важную роль в реализации проекта «Шелковый путь», является реконструкция магистрального пути «Западная Европа — Западный Китай». Инициатором возрождения данного направления выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Российская ЗАО «Русская холдинговая компания», в ходе VII Китайской ярмарки зарубежных инвестиций в Пекине презентовала свою часть транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай» протяжённостью1956 км. Платная автодорога, с двумя полосами движения в каждую сторону, будет начинаться в Оренбургской области на границе с Казахстаном и пройдет через несколько регионов РФ. Общая протяженность трассы составит 8445 км, а преодолеваться она будет за 10 дней. Для сравнения перевозка груза по железной дороге занимает не менее 15 дней, а морским транспортом до 45 дней.

Строительство магистрали начнется в 2017 году, а запуск трассы состоится двумя годами позже. Общая стоимость проекта, по словам члена совета директоров ЗАО Марии Винниченко, не превысит $6 млрд. Компания намерена обойтись своими средствами.

«Мы рассматриваем разные варианты по строительству и не исключаем участия китайских партнеров. Планируем привлекать инвестиции только на стадии строительства, на текущем этапе по покупке земли и подготовке проектной документации мы используем только собственные средства», — сообщает Мария Винниченко.

В целом все проекты развития инфраструктуры Казахстана проходят под эгидой государственной программы «Нурлы жол» 2015–2019 гг. По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, «Нурлы жол» – это новая экономическая политика, которая должна быть реализована как ответ на глобальный кризис. При этом значительная часть средств направляется в транспортную отрасль.

Основная задача программы – создание эффективной логистической системы,  а также увеличение объема транзитных перевозок в 2 раза, а грузооборота – в 1,6 раза. Для реализации задуманных планов необходимо реконструировать и построить 7,1 тыс. км магистралей, на что выделяется 2,3 трлн. тенге, из которых 1 трлн. тенге составят займы международных финансовых институтов.

Помимо формирования инфраструктуры крайне важно создать благоприятный логистический климат. Для этого выдвинута еще одна инициатива: 100 конкретных шагов по реализации намеченных стратегических планов. Применительно к транспортной отрасли речь идет о совершенствовании правовой базы для смешанных (комбинированных, мультимодальных) перевозок и создании координационных комитетов (консорциумов) в рамках транзитных коридоров. Также предполагается обеспечить исполнение обязательств Республики Казахстан по реализации решения Евразийской экономической комиссии по предварительному информированию таможенных органов. Особо отмечено необходимость принятия гибкой тарифной политики в сфере железнодорожных контейнерных перевозок и улучшения эффективности работы морской администрации портов.

Быстрая заявка

captcha

Заказать звонок

captcha